Нам бурка строить и жить помогает. Рецензия на премьерный спектакль нового театрального сезона

icon 23/09/2018
icon 17:10
Важная новость
Нам бурка строить и жить помогает. Рецензия на премьерный спектакль нового театрального сезона

Автор: Фото Михаила Борисова

Фото Михаила Борисова

Национальный грузинский плащ и ковер, как два главных действующих лица премьеры калужского драмтеатра. 
Новый театральный сезон областной драматический решил открыть комедией «Ханума», вытащив пьесу из пыльных сундуков прошлого. Режиссер из Москвы Алла Решетникова рискнула рассказать историю, вызывавшую море хохота в советское время, благодаря легендарным актерам Большого драматического театра Ленинграда. Телевизионный спектакль «Ханума» поднимал настроение советского человека своей гениальной простотой, его юмор нравился тем, кто жил в основном «социалистическим реализмом». 
Театральный зритель Калуги сегодня думает о другом, смеется над иным. Премьера «Ханумы» в версии калужского театра не заставила зрительный зал содрогаться от хохота. Смех был, но эпизодично, скромно и не раскатисто. Легкая, ни к чему не обязывающая комедия, как о ней говорила сама режиссер в интервью местным СМИ до премьеры, таковой и получилась. 


Вах! Какая высокая штуковина!

Белоснежная конструкция в два человеческих роста на колесиках и с огромной папахой наверху, этакая бурка всея Грузии, каталась по сцене весь спектакль. Вернее не конструкция, а конструкции — три монстра раскрывали полы, являя очередное место действия, намекая персонажам, что сцена кончилась, и пора её покидать. В глубине их прятались герои и героини... В общем, бурки стали полноправными действующими лицами спектакля. 


Мохнатым гигантам помогали развешанные по сцене ковры, орнамент их намекал — действие происходит в Грузии. Ковры также висели не просто так, они вертелись, являя публике персонажей комедии. Таким вот образом, на фоне ковров и с участием одежды очень высокого грузина актеры разыграли практически анекдот, написанный в позапрошлом столетии. 
Фокус с буркой, не падавшей на пол после того, как человек из-под неё выходил уже демонстрировался калужской публике в прошлом сезоне. Что ж, почему бы не повторить.

Свежестью и новизной веяло от другого фокуса. В сцене на рынке развлекающий жителей Авлабара персонаж комичного жанра швырял в зрительный зал корзину яиц. Бутафорские яйца, были привязаны к корзине веревочками. Смешно. Озорно и весело было наблюдать, как в той же сцене то же яйцо пропадало с табурета после того как фокусник опускал на него свою пятую точку. Комично. 


Спасибо режиссеру, что фантазии иллюзионистского жанра этим эпизодом и закончились. Курштюки коверных мохнатых веков несколько озадачили, но не испортили общего впечатления от спектакля. 

Усы и брови грузинских холмов 
«Печаль моя светла; Печаль моя полна тобою...» Холмы Грузии, воспетые «нашим всем» стучат в моем сердце. Грузинская история хихикает и мстит. Особенно тем, кто пытается её рассказать «как бы мы не грузины, но мы все же грузины». Нельзя быть немножечко беременной, говорят в Одессе. И там они, таки, правы. 
Уж либо мы грузины, либо мы вам рассказываем грузинский анекдот. В «Хануме», увиденной на калужской сцене, происходит некий сдвиг понимания. Вроде бы нам решили «рассказать анекдот» про сватовство в Грузии. Но, при этом актеры говорят с акцентом и наряжены в национальные костюмы. Причем, акцент получается такой скромный, мол, мы не грузины, мы «немножечко» грузины. 
Из этого «как бы грузинского понарошку» выделяется разве что Князь Вано. Его играет актер Игорь Постнов. Он не прикрывается стыдливо грузинскими атрибутами. Беззаботный любитель пирушек, прожигатель жизни — образ узнаваем и признаваем. 

Ханума ты моя, Ханума 
Веселая история про сваху, которая умудрилась поженить непоженимое и при этом устроить свою личную жизнь в интерпретации калужского театра получилась не сказать чтобы гениальной, но умеренно любопытной. Если откинуть неизбежное премьерное напряжение актеров, некоторую шероховатость, то «Ханума» имеет все шансы задержаться на сцене калужского драматического театра. 
Конечно, речи не идет о «коронном номере» театра. Скорее всего, спектакль будет востребован зрителем, желающим развеяться, легко и непринужденно провести вечер. Его наверняка с удовольствием будут заказывать предприятия для целевого показа своим сотрудникам в честь какого-нибудь юбилея. 
Стоило ли начинать театральный сезон с премьеры такой постановки? Или театр показал нам направление, в котором намерен двигаться ближайшие годы?

 
Андрей Кирдаков.