Политобзор КН: двухлетнюю годовщину своего правления Шапша встречает опасным шагом
©
13 февраля исполняется ровно два года, как Калужская область узнала имя преемника Анатолия Артамонова на губернаторским посту, пока еще – с приставкой «исполняющий обязанности». Мэр Обнинска, до того занимавший в нашем рейтинге самых влиятельных персон региона 30-е место, разом «прыгнул» на первое. Каков же итог этого двухлетнего правления (срок, согласитесь, не такой и маленький)?
Ну, то, что Шапша в целом продолжал и продолжает политику своего предшественника, не писал уже только ленивый. Команду нового губернатора до сих пор составляют в большинстве «люди Артамонова», так что ничего иного и быть не могло.
Владислав Шапша по-прежнему зазывает на калужскую землю инвесторов со всей страны и из-за рубежа, и у него это неплохо получается. В 2020 году регионом получено больше ста миллиардов рублей инвестиций, а в 2021-м «даже чуть больше», что примерно соответствует предыдущим «артамоновским» годам.
Надо отдать должное – два года руководства Шапши пришлись на не самое легкое время в истории области – как и всей страны. Коронавирус продолжает "нависать" над всей ситуацией, резко увеличив смертность населения, особенно старших возрастов, и нагрузку на здравоохранение. Однако экономика потихоньку выправляется, в основном превысив показатели 2020-го с его массовым локдауном. Правда вот, еды калужане за последний год стали потреблять меньше, и этот грустный факт отмечен Калугастатом.
Также как и другой, еще более печальный факт – коренное население региона продолжает сокращаться год от года. Эту невеселую тенденцию Шапша тоже унаследовал от своего предшественника и ничего не смог с ней поделать. Точнее… смог. То же, что делал и Анатолий Артамонов – усиленно привечая здесь мигрантов из Средней Азии. И если Анатолий Дмитриевич успел уйти до того как заложенная его многолетней политикой бомба сработала, то Владиславу Шапше пришлось принять на себя все ее последствия, в виде нарастающего кома скандалов с этнической подоплекой. И у него, кажется, получилось…
Впервые, наверно, экс-мэр Обнинска открыто заявил о разрыве с политикой своего «дорогого шефа». Разрыве полном и стопроцентном. Запрет на работу мигрантов в целых отраслях, сокращение числа выдаваемых трудпатентов, ужесточение контроля за «языковыми сертификатами», выход из программы по переселению соотечественников – первыми среди всех регионов страны!
Решения Шапши вызвали шок, удивление… и шквал аплодисментов. Единодушны в своем одобрении оказались и эксперты с политологами, и обычные «писатели комментариев» в соцсетях. А объяснимое недовольство представителей иных диаспор только усиливает этот общий поток поддержки.
Ну скажите сами, раньше в соцсетях часто можно было увидеть много комментариев в духе: «Шапша молодец, так держать и т.д.»? А вот после критического в отношении калужского губернатора выступления председателя "Союза таджикистанцев России" Абдулло Давлатова их был целый шквал…
Удивительным образом Шапше удалось одним хитрым финтом превратить уязвимое, слабое место в собственной политике, вызывавшее столь много нареканий – в «точку политического роста» для себя самого. И если раньше можно было признать, что Владислав Валерьевич всего лишь «стал своим» в системе калужской власти, «прижился» на посту губернатора, то вот этот сильный ход сделал его позиции куда прочнее. Можно сказать, одним «выстрелом» Шапша стал «губернатором народа».
Вопрос только в том – надолго ли?
Не надо быть главой таджикской диаспоры, чтобы заметить, что антимигрантский «крестовый поход» Шапши очень сильно отдает популизмом. Легко завоевать народную любовь, издав несколько громких указов по больной проблеме. Но так же легко ее и утерять, если люди увидят, что реально проблема не решается или же, что в результате решения все в итоге стало хуже. Народ – женщина мстительная, обмана своей любви она не прощает…
Короче говоря, ко второй годовщине своего правления калужский губернатор ступил на опасный путь, который может возвести его на вершину популярности, а может и наоборот. Если ему и вправду удастся реально сократить количество мигрантов и не нанести при этом ущерба экономике региона – то да, можно заказывать портреты Шапши в образе Наполеона на коне. Если нет… Тогда, не исключено, понадобится что-то в антураже острова Святой Елены.
Иван Павлов